Учебный корпус №1 расположен по адресу: Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. 50 лет Победы, д.27-а, и входит в состав МБОУ "СОШ №1" г. Кирсанова.
Официально считается, что средняя школа №1 города Кирсанова Тамбовской области (ныне МБОУ СОШ №1) основана в 1907 году и осенью 2007 г. — справила столетний юбилей.
Сведения из истории школы можно найти в воспоминаниях бывшего директора Белоусова Аркадия Онисимовича, работавшего в школе с 1911 года по 1956 год.
В 1905 году в городе Кирсанове была открыта Женская прогимназия. Прогимназия в 1907 году была переименована в Кирсановскую женскую гимназию.
Кирсановская женская гимназия числилась земской с правом правительственной гимназии. Последнее означало, что Педагогическому Совету гимназии предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о выпуске своих учениц, окончивших гимназию, присуждать им золотые и серебряные медали за отличные успехи и поведение, выдавать аттестаты об окончании 7 классов и свидетельства окончившим 8-й класс.
Аттестат об окончании 7-ми классов давал право на поступление в Университет и Высшие женские курсы, а свидетельство к тому же и на занятие должности учительницы начальной школы и быть воспитательницей в Гимназии. Но и с аттестатом за 7 классов гимназии считались вполне подходящими кандидатами быть учительницами в сельских школах.
В гимназии могли учиться девочки, окончившие трёхгодичную начальную школу.
Для прогимназии земством было заарендовано лучшее тогда в городе здание — здание Дворянского собрания (сейчас на месте снесённого здания школы построено здание Пенсионного фонда Российской Федерации). Здание выглядело красивым и благоустроенным, имело два балкона, один на улицу, другой во двор. Полы первого и третьего этажа были крашеные, на втором этаже накрыты линолеумом. Имелись внутренние промывные уборные и водопровод.
С первых лет существования гимназии все желающие учиться в ней не могли быть размещены в имевшемся помещении, поэтому для части классов было заарендовано дополнительное здание — дом купца Орлова по Дворянской улице, теперь Рабоче — Крестьянская. Это здание в 1917 году сгорело. В основном здании гимназии размещалось 600 учениц, в дополнительном — 200.
Основное здание гимназии, как приспособленное, а не школьного типа, имело ряд существенных недочётов, поэтому ещё в 1913 году был решён вопрос о постройке для гимназии нового здания. Были изысканы средства 120000 рублей, составлен и утверждён план нового здания. Предполагалось, что оно будет построено на гимназическом земельном участке с выходом на улицу Гоголя к началу 1915 — 1916 учебного года. Начавшаяся в 1914 году первая мировая война сорвала осуществление проекта.
В довоенное время за обучение взимались: в 1 и 2 классах — 20 рублей в год, в 3 и 4 — 30 рублей, в 5 и 6 — 40 рублей, 7-ом — 50 рублей, в 8-м классе — 60 рублей. За изучение иностранного языка взималось дополнительно пять рублей в год. Желавшие определить девочку в гимназию подавали о том заявление начальнице гимназии.
С 1 апреля 1918 года согласно декрету Народных Комиссаров в гимназии прекращено преподавание закона божия и выпускницам в первый раз в аттестаты и свидетельства об окончании гимназии не была проставлена отметка по закону божьему.
13 марта 1918 года за № 118 от Областного Совета Народных Комиссаров Донецкого и Криворожского бассейнов (таково было административное подчинение) было получено Постановление Государственной комиссии по просвещению от 27 февраля 1918 года о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей.
Затем было получено постановление Государственной комиссии от 27 мая 1918 года о немедленном введении обязательного совместного обучения. Выполнить его возможности не было. В начале июня, как обычно было в гимназии, состоялись экзамены: переводные и выпускные и выданы аттестаты и свидетельства об окончании гимназии.
В Кирсанове Комиссариатом по просвещению к 31 октября 1918 года была проведена реформа городских школ. Было открыто 14 школ 1-й ступени с пятигодичным курсом обучения, 2 школы 2-й ступени с четырёхгодичным курсом обучения. КЖГ была преобразована в Кирсановскую Трудовую Советскую школу 1-й ступени № 2. Позднее она стала Кирсановской средней школой № 1.
Школу возглавил президиум Педагогического Совета: Председатель Белоусов А.О., товарищ председателя Теплова К.Р., секретарь Доброхотова Р.В.
Количество групп — 10.
Учащихся — 415.
Школа приступила к занятиям 18 ноября 1918 года.
Преподавались: арифметика, русский язык, естествознание, история, физика, математика, французский и немецкий языки, пение, рукоделие. Школе выдавали пшено и хлеб, и детям варили кашицу. Занятия продолжались всего 80 дней.
В марте 1919 года здание школы занял военный госпиталь Орловского полка. После эвакуации госпиталя здание школы заняла Слабосильная команда 20-го запасного Сибирского полка. Приказом местного комиссара школа была разделена на две школы по 5 групп в каждой. Они имели номера 2 и 5. Школе № 2 была предоставлена для занятий отапливаемая комната по улице Гоголя. Это произошло 15 января 1920 года. Каждый класс занимался два раза в неделю.
17 марта 1920 года школа получила ордер на занятие частного дома про улице Нагорной (теперь Урицкого) и в составе 10 групп, как бы она и не делилась стала заниматься в трёх комнатах предоставленного дома в три смены.
Воинская часть 20 запасного Сибирского полка 30 марта 1920 года здание школы освободила, но здание было передано детскому дому № 3 для создания в нём «Детского дворца». Детский дом удерживал за собой здание школы летом, а осенью, когда стали ясны безотрадные перспективы зимовки, молчком здание бросил.
После с трудом проведённого ремонта с 15 ноября 1920 года школа приступила к занятиям в своём, тогда не отапливаемом здании. Было скомплектовано 11 групп с числом учащихся 377 человек.
11 мая 1921 года здание школы занимает Особый Отдел — штаб по борьбе с антоновщиной. Занятия в школе прекратились, выпуска учащихся из пятых классов не было, и было принято решение о реорганизации школы в опытную школу- семилетку с педагогическим уклоном.
1921 — 1922 учебный год школа начала 10 сентября 1921 года как школа семилетка с числом учащихся 352 и числом групп 11, занимались в помещениях школы 2-й ступени. Занятия прекратились в декабре 1921 года, так как школа не отапливалась, и с наступлением сильных морозов заниматься стало невозможно.
Особый Отдел выполнил свою задачу и был ликвидирован. Освободившееся здание школы удалось частично отремонтировать с привлечением средств родителей учащихся, закупить дрова, и с 27 февраля 1922 года к занятиям приступили в здании своей школы. Некоторые классные комнаты были сильно разрушены, и их пришлось наглухо забить.
В начале 1922 года было введено единоначальное управление школой вместо бывшего коллективного. Введена должность «Заведующего школой». Аркадий Онисимович Белоусов по предложению коллектива стал заведующим школой. Учебный год закончился 27 июня. Школу отремонтировали с привлечением средств родителей учащихся. Школа была преобразована в школу- девятилетку, и с 1 сентября 1922 года начались занятия восьми классов.
1923 — 1924 учебный год начался 1 сентября в составе: школьных работников 20; классов 11; количество учащихся 397. Формы учёта успеваемости в этом году: коллективные устные и письменные зачёты; отчётные вечера; выставки.
Перед началом 1924 — 1925 учебного года летом был произведён дальнейший и основательный ремонт школьного здания. Проведена реорганизация 8-х и 9-х классов путём введения в них уклонов: общественно-педагогического и муниципально-кооперативного. Учащиеся уже первого выпуска устраивались учителями, избачами, счётными работниками кооперативов и др.
Занятия начались не первого, а 24 сентября, так как школа целиком снималась с местного бюджета, должна была перейти на хозрасчёт и жить только на средства, собранные за право обучения. Собранных ранее средств могло хватить только на 5 месяцев, и пришлось повышать плату за обучение.
В 1925-1926 учебном году на должность заведующего школой назначались Кульбачинский, Володин, Д.Н. Сонкин. Аркадий Онисимович Белоусов около 16 лет был заведующим учебной частью школы.
В 1926 -1927 учебном году учащиеся школы, совместно с учащимися других школ, засадили сосной пески от озера Прорва до реки Вороны по правую сторону от тогдашней дороги на Чутановку.
В 1935 году школа была преобразована в школу с десятилетним сроком обучения № 1. В те времена школа носила имя Сталина.
1941 — 1942 учебный год. Здание школы в первый же день войны было освобождено и занято под госпиталь. Из коллектива школы мобилизованы учителя А.И. Шарапов, Курьянов, Григоров. Призвано немало учащихся выпускников: Захаров, Н. Толстых, Перемыщев и др. Заведующий Д.Н. Сонкин ушёл из школы в Кирсановское педучилище. Заведующей школой назначена беженка из Калиновичей Бурдылова. На Смоленщине она также была заведующей школой. Но война, муж, первый секретарь райкома Калиновичей, ушёл в партизаны, а она эвакуировалась в Кирсанов. Завучем школы назначен А.О. Белоусов. В распоряжение школы было предоставлено несколько комнат по Советской улице, на втором этаже бывших там магазинов. Занятия начали вовремя. Так как комнаты отапливались плохо, то и учащиеся, и учителя занимались в верхней зимней одежде. В Кирсанове оказалось значительное количество семей, москвичей и их дети были приняты в школу. К концу первого полугодия были получены извещения о том, что в боях с гитлеровцами пали смертью храбрых Шарапов И.А., а потом Курьянов.
В 1943 году Бурдылова уехала в Белоруссию. Новым завшколой была назначена учительница школы — комсомолка Е.П. Плотникова, жена погибшего на фронте Курьянова.
В 1945 году школа вернулась в конце октября в свои родные стены.
Победно закончилась война. Страна возвращалась к мирному созидательному труду. В 1949 году последовали высокие правительственные награды учителям за их заслуги в деле воспитания молодёжи. В средней школе № 1 имени Сталина города Кирсанова были награждены Орденом Ленина Белоусов А.О., Белоусова Е.А., Доброхотова Р.В., Соколова Е.В., Семечкина Л.К., Дьяконова М.Д., Сивкова А.А. Несколько человек были награждены медалями.
Школа занимала три здания: основное здание школы — старая гимназия; двухэтажная пристройка, примыкающая с восточной стороны к школе, имела с ней сообщение на уровне второго этажа (коридор); отделённый от пристройки воротами, с восточной стороны от неё, стоял небольшой двухэтажный особнячок. Все три здания стояли вдоль тротуара там, где сейчас стоит здание пенсионного фонда. Современное здание школы и новостройка сбербанка занимают площадь бывших детских ясель. Двор школы был большой, доходил до улицы Гоголя, жилые дома на школьной территории по улице Гоголя начали строить в 1956 году. Во дворе школы, с запада и с востока по периметру стояло несколько сараев для хозяйственных целей и для лошади, которая была основным транспортным средством. Около конюшни всегда стоял стог сена.
В то время нижний этаж пристройки занимали мастерские сельэлектро. Изготавливая арматуру для подвески проводов, рабочие сельэлектро часть кузнечных и сварочных работ выполняли прямо во дворе школы, около своих дверей.
В двухэтажном особнячке жила с семьёй (две дочери и сын) директор школы — Плотникова Евгения Павловна. В этом же здании располагалась школьная библиотека и медицинский кабинет школы.
Основное здание школы со стороны улицы было двухэтажным, а со стороны двора — трёхэтажным. Третий этаж в шутку называли голубятней, там располагались четыре классные комнаты и комната для хранения учебного оружия. Учительская, кабинет директора и актовый зал располагались на втором этаже. Актовый зал был достаточно высоким и в будние дни использовался как спортивный зал. Там подвешивали шест, канат, гимнастические кольца, устанавливали перекладину, козла и коня. Второй спортивный зал функционировал в северном крыле пристройки. Он был низким, но достаточно большой площади, однако на брусьях там занимались. Кабинетной системы в школе не было, существовал на первом этаже только кабинет физики, но туда попадали только старшеклассники и то редко.
В 1945 году ни столовой, ни буфета в школе не было, буфет появился примерно в 1950 году. В первые послевоенные годы в школе учащихся немного подкармливали: раз в день в класс приносили поднос с ломтиками чёрного хлеба и каждому выдавали по ломтику. В праздничные дни хлеб был белым и посыпан сахаром. В школе было печное отопление. В каждом классе стояла кирпичная голландская печь. Печки топили ночью, топливом служил торф местного происхождения. Для разжигания торфа в печку клали несколько поленьев дров. Из протопленной печки необходимо было удалять остывшую золу, которую зимой использовали для посыпки скользких мест на тротуарах и во дворе.
Уборку в школе делали технические служащие, дежурные по классу учащиеся только стирали с доски и подбирали бумажки. Водопровод в школе не работал, воду подвозили из колодца в водовозной бочке. Туалеты находились во дворе школы.В школьном дворе оборудовали двухсотметровую кольцевую беговую дорожку и волейбольную площадку. Примерно в 1950 году поставили спортивный городок — высокую П-образную деревянную конструкцию, к перекладине которой подвешивали шест и канат, перекладина служила опорой для деревянной лестницы, по которой можно было, подтягиваясь, на руках подняться до самого верха и потом на руках спуститься вниз (разными способами, кто как научился).Сбоку от городка стояли две , разной высоты гимнастические перекладины (турники). Если не было уроков физкультуры, то канат и шест убирали, а на остальных снарядах всегда кто-нибудь занимался на добровольных началах. Радостью школьников и гордостью школы стала покупка школой большой партии новых лыж, склеенных из буковых деталей — это была в то время технологическая новинка.
В то время учащиеся, да и все другие люди, писали преимущественно деревянными ручками со стальными перьями. Такое пёрышко надо было окунать в чернила. Чернильниц продавалось мало и приходилось носить с собой в школу маленький стеклянный флакончик с чернилами. В течение учебного года школа продавала учащимся несколько перьев и тетрадей. Если тетрадей не хватало, то их изготавливали сами из купленных на рынке нелинованных больших листов бумаги (типа ватмановских). Учебники тоже выдавались, иногда один на двоих. Некоторые учебники удавалось купить в книжном магазине, даже иногда новые. После 1950 года в продаже стали появляться наливные авторучки, но они школой не одобрялись, так как считалось, что они портят почерк детей.
Почти все люди испытывали материальные трудности, и это сказывалось на их внешнем виде. Очень многие учащиеся донашивали привезённые с фронта родственниками шапки, шинели, гимнастёрки, шлемы лётные и танковые, ремни, полевые сумки. Донашивали своё обмундирование и учителя, вернувшиеся с войны. Одного из учителей по цвету его защитной одежды в шутку называли «зелёный фараон». У очень многих людей ( и учеников тоже) единственной тёплой одеждой была ватная телогрейка и валенки.
Детей в Кирсанове в то время было много, и все средние школы (№1, № 2, № 3, № 53 — ЖД) работали в две смены. Уваровщинская школа была семилетней, посёлков сахзавода и СОМа не существовало, и старшие классы городских школ пополнялись сельскими детьми из ближних и дальних мест. В 1952 году в школе № 1 обучалось 1200 человек и новый класс 8 «Г» был полностью укомплектован сельскими детьми. В школе обучались дети из военного городка (кавалерийского училища, сейчас училище ГА). Их привозили и увозили в автобусе, а зимой, по санному пути, на лошадях, в нескольких больших санях. Среди этих детей было несколько воспитанников училища — «сыны полка», они одеты были как солдаты и после школьных занятий выполняли свои солдатские обязанности.
Электрическое освещение в домах и учреждениях Кирсанова включалось вечером с потемнением, а в 12 часов ночи отключалось, да и такое снабжение было не стабильным, поэтому школа имела в резерве керосиновые лампы (одну на класс), которые часто использовались. Занятия второй смены заканчивались после шестого урока в половине восьмого вечера.
Стрелкового тира в школе не было. Открытый земляной тир был оборудован на улице М. Горького, там, где сейчас находится здание прокуратуры. Туда ходили стрелять все учебные заведения Кирсанова. Уроков труда в школе не было. Но учащихся привлекали к работе по сбору семян деревьев (тогда начинали создавать лесозащитные полосы), к помощи в уборке урожая свёклы и картофеля. Семена липы, берёзы и др. собирали по месту жительства. Даже вся школа, кроме малышей, ходила собирать жёлуди в лес, который идёт до посёлка Терны, и собирали их очень много.
Погожей осенью 1953 года в школе занимались всего несколько дней. Две школы, № 1 и № 2 убирали картофель на полях колхоза «Память Кирова» до 6 ноября включительно. Работали полный рабочий день с обеденным перерывом. На работу и с работы ходили пешком. Правда, несколько первых дней детей в поле возила колхозная трёхтонка ЗИС-5, но однажды она перевернулась на песчаной дороге, и были травмированные учащиеся школы № 2. В то время никаких автобусов, кроме одного в военном училище, в Кирсанове не было. И обыкновенных людей и солдат перевозили в не оборудованных кузовах грузовых автомобилей. Но и грузовых автомобилей и легковых, было очень мало — часто люди просто ходили пешком, даже на большие расстояния.
Большинство выпускников школы стремились поступить в ВУЗы. Престижными считались технические, медицинские и военные учебные заведения. Особенно престижными были военно-морские и лётные училища.
Школа всегда проводила определённую работу с населением Кирсанова и района. Учителя выступали по местному радио с беседами на педагогические темы. Коллектив самодеятельности давал концерты и в стенах школы и по радио. В дни выборов действовал не только избирательный участок, но и полной нагрузкой работал актовый зал, и он всегда был заполнен зрителями.
С 1943 года по 1962 год директором школы работала Плотникова Евгения Павловна.В период с 1950 по 1952 год Евгения Павловна работала вторым секретарём горкома КПСС. В это время директорами школы были Чванов Григорий Никифирович (ВРИО) и Каравичев Василий Фёдорович. В 1953 году Евгения Павловна вернулась в школу на своё место.
В начале восьмидесятых годов, несмотря на многочисленные ремонты, здание средней школы № 1 сильно обветшало и было признано аварийным. Было принято решение о строительстве нового типового школьного здания школы на территории, прилегающей к усадьбе старой школы с поглощением последней. Старое здание было снесено и началось строительство нового. Во время строительства нового здания, учащиеся школы занимались в двух местах. Это известные в городе здания, в которых сейчас расположены Дом детского творчества и ЗАГС.
На расстоянии 188 шагов от центрального подъезда школы № 1 находился подъезд средней школы № 2 города Кирсанова.
Эта школа была организована в первые годы советской власти, имела свои традиции, успехи и сложившийся, педагогически очень сильный коллектив. В самом начале восьмидесятых годов здание школы № 2 было реконструировано и капитально отремонтировано. Через год после капитального ремонта крыша здания сильно пострадала от пожара, но была быстро восстановлена. Условия для обучения в школе № 2 были гораздо лучшими, чем в школе № 1. Но здание школы № 2 было приспособленным для учения, не типовым. К моменту начала строительства нового здания школы, число учащихся указанных двух школ значительно уменьшилось. Было принято решение: построить новое, большое здание школы и объединить в нём две школы в одну, присвоив ей звание средней школы № 1.
После объединения школ с 1987 года по 1995 год в этом здании работал УПК — учебно-производственный комбинат. В УПК учащиеся старших классов всех школ города Кирсанова обучались профессиям швеи, пионерского вожатого, электрика, столяра, слесаря, водителя автомобиля, продавца, приёмам вязания спицами и крючком, навыкам медицинской сестры. В настоящее время в основном здании находятся несколько магазинов, телефонная станция, большинство классов переоборудованы под жилые квартиры. Во вспомогательном здании – филиал Тамбовмежрегионгаза.
Здание школы начало функционировать с первого сентября 1987 года.
Было торжественное открытие школы. Директору школы, Юрию Павловичу Косухину был вручен символический ключ от школы. Школа получила многочисленные подарки от разных организаций Кирсанова. Митинг проходил во внутреннем дворе школы. Был исполнен Государственный гимн и поднят флаг СССР. На митинге присутствовали более 1200 учащихся, родители учащихся и многочисленные гости.
В школе была новая, но недорогая мебель. К сохранившемуся учебному оборудованию двух школ было добавлено и новое оборудование. Во многие кабинеты были выданы киноаппараты «Радуга», диапроекторы, кассетные магнитофоны, проигрыватели. В школе был установлен первый в Кирсанове компьютерный класс «КУВТ -86» в составе 12 ученических компьютеров типа «БК» — бытовой компьютер и главной машины «ДВК-2М» — диалоговый вычислительный комплекс. Все компьютеры были подключены к локальной сети. В классе имелся принтер. Четыре года в кабинет информатики школы № 1 приходили заниматься учащиеся школ № 3, № 5 и школы-интерната города Кирсанова.
В школьном подвале был оборудован стрелковый тир. Дети получили возможность заниматься в большом спортивном зале, обедать в школьной столовой, пользоваться библиотекой и актовым залом.
Во дворе школы были оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки (на их месте сейчас построены здания пенсионного фонда и сберегательного банка), установлен спортивный городок и другие спортивные сооружения.
Школа начала заниматься по кабинетной системе в одну смену.
Объединение ученических коллективов и объединение двух педагогических коллективов прошло благополучно. Никаких недоразумений и инцидентов не отмечалось. Сразу начался размеренный процесс учебной и воспитательной работы. В период с 1987 года по 2001 год директорами школы были: Косухин Ю.П., Акатышев Н.М., Ануфриев В.С., опять Акатышев Н.М., Фатейчева Л.А. Акатышев Н.М. оставив для проезда под восточным корпусом школы две арки, две другие загородил и приспособил под гаражи. Он же сделал пристройку к школьной столовой и во внутреннем дворе школы пристроил второй спортивный зал. Ему же пришлось весной и летом 1990 года капитально ремонтировать школьную крышу, так как нестандартные плиты перекрытия третьего этажа стали провисать под тяжестью утеплителя и асфальтового покрытия. Эти плиты пришлось заменить на специально заказанные и снова делать асфальтированную крышу.
С 2001 года директором школы работал Егоров Николай Николаевич. В его сплоченной команде заместители: Н.В. Ионова, Е.В. Ульянова, Г.Д Кондракова, дипломант Всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
В настоящее время директором школы является Кондракова Галина Дмитриевна
Администрация делает все для того, чтобы обеспечить качество знаний, создать комфортную психологическую среду и сохранить традиции, среди которых:
гуманное отношение к детям;
связь поколений.
сложившаяся система ученического самоуправления;
коллективные творческие дела, среди них:
— День знаний
— Посвящение в первоклассники
— День рождения экологической организации « ЭКОС»
— Последний звонок и выпускной вечер и др.
Высокий профессионализм, преданность учительскому делу, творчество, гуманное отношение к детям – вот далеко не полный перечень качеств, присущих педагогическому коллективу школы.
Педагогический коллектив школы состоит из высококвалифицированных кадров – это мобильные, открытые новым идеям, творческие и заинтересованные люди, представляющие союз единомышленников. Среди педагогов школы немало участников городских и областных конкурсов, всероссийских конкурсов. В коллективе трудятся два учителя, имеющих Почетное звание « Заслуженный учитель РФ», пять учителей награждены знаком «Отличник народного просвещения», два человека награждены знаком « Почетный работник общего образования», десять педагогов имеют грамоту Министерства просвещения.
«1-ая школа – это родной дом, в котором любят, а значит, отвечают друг за друга».
Сохраняются традиции, а ребята и их родители с удовольствием посещают родную 1-ю школу. Сегодня педагоги, учащиеся и родители – равноправные участники образовательного процесса.
Творческий подход к формированию учебных планов (использование школьного компонента), составление учебных программ, создание специализированных классов различного профиля, введение различных дисциплин, помогают учащимся преодолеть узость мышления, приводят их к осознанию высокой ценности человеческой личности, прививают уважение к правам и достоинству каждого человека, учат толерантности, поднимают общий уровень культуры школьников, их заинтересованность в результатах своего труда.
Учащиеся школы с интересом участвуют в школьных и городских олимпиадах, смотрах, конкурсах, различных соревнованиях. Школа участвует в региональных и федеральных проектах.